Блог о графическом дизайне: айдентика новых брендов, интересные редизайны, работы известных студий.
Тут же вы можете детально ознакомиться с процессом создания логотипов в Логологике.
Уникальное шрифтовое начертание (в англоязычной литературе называется logotype) сделает ваш логотип (там же logo) уникальным, добавит работе характерных узнаваемых черт и вместе со знаком (sign) создаст законченную композицию.
Когда же необходимо создавать уникальное шрифтовое решение для логотипа? Расставим приоритеты. Определитесь, что в вашем логотипе должно быть центром внимания, знак или шрифтовое решение. Если вы создали выразительный знак, он является этим центром, и должен быть дополнен простым шрифтовым решением. Если знак прост и лаконичен, следует дополнить его выразительным шрифтовым решением. Самое главное, чтобы знак и логотип не перетягивали одеяло друг на друга, а то может получиться так, что ночью чья-то попка подмёрзнет.
Окей, приоритеты мы расставили, и сегодня займемся шрифтовым решением. Задание для работы я взял, как обычно, из раздела конкурсов на фри-ланс.ру.
«Осовременить» надо вот что:
Магистраль? Не, показалось. Я не буду чётко следовать заданию конкурса, пусть у нас будет своя атмосфера. Моя задача будет создать хорошее шрифтовое начертание логотипа, и поделиться тонкостями процесса с вами.
Работать я буду над русскоязычным написанием логотипа. Хочу сделать его современным, технологичным, при этом добавив какой-то оригинальный штрих. Даже если знак заклеят объявлением об увеличении пениса, клиент должен узнать бренд по шрифтовому решению.
Скажу сразу, я не позиционирую себя специалистом в области шрифтового дизайна. Создание наборного шрифта – чрезвычайно тонкая работа, в основном преследующая одну цель – шрифт должен формировать «серый» текст, то есть быть однородным, удобным для чтения. Литеры хорошего шрифта должны быть однообразны, чтобы никаких запинок при чтении объемного текста не возникало. В случае дизайна шрифтового решения логотипа цель другая – нарисовать ограниченный набор литер, составляющий название бренда, и придать им характерную визуальную форму. Создание уникальных шрифтовых решений для логотипов - только первый шаг на пути шрифтового дизайна, но как сказал Лао Цзы «дорога в тысячу ли начинается под твоими ногами», так что сделаем первый шаг.
Вот что у меня нарисовалось. На первой итерации ловлю возможный ход с средними штрихами в буквах Е, на второй (справа) развиваю его, включаю в работу среднюю букву В. Идея есть, теперь нужно её проявить. Литеры в моем логотипе будут жёстко соединены общей связкой. Пусть у них будут засечки, они выявят брутальный характер логотипа. Рисую дальше.
Логотип продолжает проявляться, и я замечаю что получается скорее логотип для онлайн MMORPG, чем для серьезной технологичной компании. Как исправить? Прямоугольные элементы букв С, Е, В необходимо убрать. Так же выявился нюанс с буквой Р. Она у меня последняя и создает дырку внизу в конце логотипа. Эту дырку просто необходимо заполнить. Погнали дальше.
– Брат, куда так гонишь? – Дедлайн, брат, дизайн пора сдавать, статью пишу. – Брат, опять в конкурсах участвуешь? – 260…200…140…80… – Закажем роллы доставку? – Алло, брат, мне спайси чтоб с гребешком под сырной шляпкой, только васаби не переборщи.
– Борщи? Какие борщи? Стоп, что можно увидеть на этом эскизе? Верхние засечки в литерах С, Е, Р явно лишние, так как они отвлекают внимание от основного графического хода в логотипе – средних штрихов в Е, В. Скургления литер Е – слишком вольный шаг. Перебор, сдаем еще.
Во-первых я сделал скругленную букву С, во-вторых убрал скругление у Е, в-третьих просто расширил все литеры по горизонтали. Ну вот, друзья, тут появился первый момент, о котором можно поговорить. Если литера имеет скругления на базовой линии, то есть снизу или сверху по линиям, ограничивающим логотип по высоте, она должна слегка выдаваться за них, чтобы визуально быть одного размера с прямоугольными литерами. Да, я говорю о вас, литера С, и не надо на меня так смотреть. Не нужно стесняться вашего сексуального животика, пусть парни у бара его оценят.
Так, ну в принципе всё нарядно, пора и в вектор. Давно я не брал в руки кривые Безье.
Обвожу – стараюсь. Для дескриптора беру шрифт Etelca, подходящий под логотип.
Действуем пошагово, обращаем внимание на то, что требует большего внимания в данный момент. Сейчас это литера С. На картинках я отмечаю мечта о которых идеёти речь.
Ну вот, залили всё краской наконец. Вам не кажется, что слишком все округлое, как будто наш логотип вышел замуж? Что не полнит логотип так, как замужество? Но у нас логотип - мужик брутальный. У мужика если что и кругло, то с напряжением. Литера С слишком выдается за бейслайны. Так же декоративные выноски в средних штрихах Е, В избыточны. Работаю, одел семейные паруса, залитые майонезом Миши Пореченкова, смотрю рыбалку по кабельному, повышаю брутальность. Ладно, шучу, нет у меня кабельного.
Ах да, в букве В справа посередине. Заметили, да?
Проверяем все литеры по ширине. Ширина должна быть визуально равной. Следует учитывать пустое пространство внутри букв. А вот и еще один момент, который нужно запомнить. Даже если вы рисуете шрифт с равными по толщине вертикальными и горизонтальными штрихами, следует делать горизонтальные штрихи чуть тоньше. Дело в том что человеческий глаз по-разному воспринимает толщину по вертикали и по горизонтали. Горизонтальные штрихи всегда кажутся толще равных им вертикальных.
Обратим внимание на литеры Е, В, Е. Так как буква Е более открыта в своем внутреннем пространстве, чем буква В, горизонтальные штрихи в ней кажутся тоньше чем такие же штрихи в букве В. В этом случае следует облегчить верхний и нижний горизонтальный штрих в литере В.
Все средние штрихи в таких буквах как, например, Е, В следует сделать чуть тоньше чем верхние и нижние по тем же соображениям.
Главная мысль состоит в том, что необходимо учитывать не только заполненное краской внутреннее пространство литер, но и внешнее, пустое пространство. Они как Инь и Янь, как мужчина и женщина дополняют и влияют друг на друга.
Работаю с кернингом. Ке́рнинг (англ. kerning) при наборе текста — избирательное изменение интервала между буквами в зависимости от их формы. Википедия, спасибо, что ты есть. В данном случае нужно обратить внимание на большое пустое место внутри литеры С, дырки быть не должно, и смотрим на основную связку Е-В-Е.
Пробую разные решения с декоративными штрихами Е-В-Е. Вам какой больше нравится? Правильный ответ один.
Настало время разобраться с дескриптором. Обычно его расположение по вертикали я связываю с его высотой минус толщина штриха. Что посоветовать тут? «Твой дескриптор совсем сухой и не прилип к логотипу? Да ты и не дизайнер вообще». В общем, это дело вкуса и визуальной грамотности. По горизонтали дескриптор ровняю с вертикальным штрихом литеры Р, слева соответственно отмеряю равное расстояние. Работаю с трекингом так, чтобы буквы дескриптора встали максимально удобно под буквы логотипа. Трекинг — пропорциональное изменение междусловных и межбуквенных пробелов при неизменном формате набора. Опять Википедия спасла.
Хоп, случается уличная магия, и появляется знак. Изображение гор, минералов, стилизованное под орнамент северных народов. Как он появился? Сегодня говорим про шрифт, так что без обид, как-нибудь в следующих статьях. Беру в мозолистые руки фотошоп, и делаю подачу.
Смею надеятся, был полезен, до встреч
Различия между дизайном и искусством
Карта ассоциаций