Блог о графическом дизайне: айдентика новых брендов, интересные редизайны, работы известных студий.

Тут же вы можете детально ознакомиться с процессом создания логотипов в Логологике.

Оптическая компенсация в дизайне логотипов.

10 февраля 2017

Создание уникальной текстовой части для вашего логотипа — отличный способ сделать его узнаваемым. Удачный шрифтовой логотип может быть эффективным и без отделяемого графического знака. Принимаясь за создание своего шрифтового решения, важно помнить о таком важном моменте в построении шрифтов, как оптическая компенсация, о которой мы поговорим в этой статье.

блог обзор дизайн логотип брендинг фирменный стиль Логологика Logologika теория цвета цветовая модель статья оптическая компенсация в дизайне логотипов

Оптическая компенсация в шрифте — техника, направленная на исправление оптических иллюзий, проявляющихся при восприятии отдельных букв и их совокупностей. Оптическая иллюзия — ошибка в зрительном восприятии, вызванная неосознаваемыми процессами коррекции воспринимаемых образов. Существует множество видов оптических иллюзий, связанных с восприятием цвета, формы, объема, перспективы и т.д.

блог обзор дизайн логотип брендинг фирменный стиль Логологика Logologika теория цвета цветовая модель статья оптическая компенсация в дизайне логотипов

Горизонтальные линии на этом изображении прямы и параллельны

Оптические иллюзии и приемы оптической компенсации давно известны человечеству. Древние зодчие были знакомы с оптическими иллюзиями, и учитывали их при создании своих архитектурных строений. Наглядным примером тому может послужить Парфенон — главный храм афинского Акрополя, построенный в 447—438 до н.э. архитектором Калликратом. Угловые колонны храма шире, чем внутренние, и расположены ближе к соседям. Это связано с тем, что фоном для угловых колонн служит яркое небо, а для внутренних — сумрак внутреннего пространства. Со стороны же все колонны выглядят равными, и выявить разницу в размерах можно только непосредственными измерениями. Кроме этого, существует множество других примеров того, как греческие архитекторы отступали от прямых линий, углов и равных расстояний для того, чтобы создать визуально гармоничные строения. Энтазис — один из главных выразительных приемов в классической архитектуре — плавное изменение диаметра колонны от максимального в пределах нижней трети до минимального в завершении, направлен именно на компенсацию зрительного эффекта, при котором строго цилиндрическая колонна кажется вогнутой. 

блог обзор дизайн логотип брендинг фирменный стиль Логологика Logologika теория цвета цветовая модель статья оптическая компенсация в дизайне логотипов

Парфенон

В контексте создания шрифтового решения для логотипа, нас интересуют оптические иллюзии, проявляющиеся при восприятии изображений на плоскости. Рассмотрим пару характерных примеров таких иллюзий:

блог обзор дизайн логотип брендинг фирменный стиль Логологика Logologika теория цвета цветовая модель статья оптическая компенсация в дизайне логотипов

Идеально ровная окружность (а) кажется приплюснутой, а вытянутая по вертикали (б) кажется ровной. Верхняя часть линии (в), разделенной ровно пополам, кажется чуть больше нижней. Параллельные линии (д) и (е) кажутся расходящимися кверху из-за наклонных отрезков. Сделаем еще один шаг к основной теме статьи и рассмотрим иллюзии, возникающие при восприятии формы на плоскости.

блог обзор дизайн логотип брендинг фирменный стиль Логологика Logologika теория цвета цветовая модель статья оптическая компенсация в дизайне логотипов

Если расположить между одними базовыми линиями квадрат, круг и треугольник (а), фигуры будут выглядеть неравными, причем самым большим будет казаться квадрат, далее треугольник, и круг будет самым маленьким. Это связано с тем, что квадрат касается базовых линий двумя гранями, треугольник одной гранью и вершиной, а круг всего двумя точками окружности. Для того чтобы фигуры выглядели визуально одинаковыми, вам необходимо вынести соответствующие точки за базовые линии (б). Проведем аналогию с буквами:

блог обзор дизайн логотип брендинг фирменный стиль Логологика Logologika теория цвета цветовая модель статья оптическая компенсация в дизайне логотипов

Буквы, имеющие скругления или острые углы, кажутся меньше по сравнению с другими буквами, если расположить их на одной базовой линии (а). Следовательно, мы должны компенсировать эту иллюзию, делая для таких букв выпуски за базовые линии (б). Например, буква «А» должна выходить за линию строчных, чтобы казаться одной высоты с соседними «Н» и «Т», так как имеет острый угол, а буква «О» должна выходить за обе базовые линии. Кроме этого есть множество других случаев, когда вам нужно отступить от геометрически правильных фигур и математически равных размеров, чтобы ваш логотип выглядел гармонично.

блог обзор дизайн логотип брендинг фирменный стиль Логологика Logologika теория цвета цветовая модель статья оптическая компенсация в дизайне логотипов

Горизонтальные штрихи кажутся толще вертикальных, поэтому, если вы создаете логотип, в котором буквы имеют постоянную толщину штриха, вам нужно делать горизонтальные штрихи чуть тоньше (примерно на 4-8%), чем вертикальные (б). При равной толщине (а), вертикальные штрихи кажутся тоньше. 

 блог обзор дизайн логотип брендинг фирменный стиль Логологика Logologika теория цвета цветовая модель статья оптическая компенсация в дизайне логотипов

Еще одна оптическая иллюзия касается внутрибуквенного пространства. Так как диагональный штрих в букве «И» занимает больше внутрибуквенного пространства, чем горизонтальный штрих в «Н», ширина буквы «И» кажется меньше ширины «Н», при равном расстоянии между вертикальными штрихами (а). Чтобы буквы выглядели равными по ширине, вам нужно сделать букву «И» немного шире «Н» (б).

Естественно, рассмотреть все случаи, в которых требуется применять оптическую компенсацию, в рамках короткой статьи для блога — невозможно. Более того, в конкретном логотипе на восприятие букв влияет конкретный набор литер, используемый в названии. Главная мысль заключается в том, что при создании вашего шрифтового логотипа, вам стоит больше доверять своему глазу, чем измерительным приборам. Не бойтесь отойти от прямых линий, равных размеров и правильных форм для того, чтобы создать гармоничный дизайн.

Подписывайтесь на паблик Логологика Вконтакте, чтобы не пропустить новые полезные и интересные статьи.

Следующая работа

Новый логотип Dominion от Chermayeff & Geismar & Haviv.

Предыдущая работа

Представлена айдентика нового Евровидения.

(0 комментариев - Комментировать)
(0 комментариев - Комментировать)