Блог о графическом дизайне: айдентика новых брендов, интересные редизайны, работы известных студий.
Тут же вы можете детально ознакомиться с процессом создания логотипов в Логологике.
Сегодня я хочу оставить конкурсы в покое и поговорить о работе над прямым заказом. Кроме того, я расскажу о такой полезной и интересной штуке как карта ассоциаций, которая поможет вам сэкономить время, необходимое для поиска идей и позволит, непринужденно попивая ром с желудочным соком, придумывать оригинальные решения для ваших логотипов.
Итак, начнем с технического задания.
Сегодня в меню у нас логотип для веб-сервиса, кто там спрашивал о креативе в сфере дизайна для it?
1. Название Торговой Марки: Swebsy (Secured Web Systems)
2. Слоган (если он есть): Swebsy - делаем всё для безопасности вашего сайта!
4. Область деятельности (позиционирование): Автоматизированная система для защиты веб-сайтов
6. Уникальные свойства ваших услуг (уникальное торговое предложение), которые отличают вас от конкурентов: автоматизированная система, в которой пользователь регистрируется, добавляет сайт, выбирает пакет опций и получает отчетность и рекомендации по устранению уязвимостей на сайте
8. Какие слова должны ассоциироваться с вашей компанией? (например "творческая", "современная", "профессиональная" и так далее): современная, технологичная, надежная, обладающая уникальными знаниями.
Вопросы пронумерованы не по порядку, так как я взял только самые основные пункты технического задания. Из беседы получил дополнительную информацию – заказчику нравятся простые лаконичные логотипы, в остальном предоставляет свободу действий. И это хорошо!
Приступаю к поиску идей. Хорошие идеи – наше всё. Если в конкурсах рисовать можно любую пришедшую на ум мысль, то в прямом заказе необходимо предоставить заказчику свободу выбора. Оптимальное количество эскизов – три. Не слишком много, не нужно заставлять клиента делать сложный выбор, но и нельзя ставить жёсткие рамки. Главное, идеи должны быть разнообразны. В этом мне поможет карта ассоциаций. Некоторые читатели знакомы с этим понятием, тем кто не знаком - пора с ним познакомиться.
«Разрешите представиться - карта ассоциаций»
Карта ассоциаций представляет собой наглядную запись всех понятий, связанных с ключевыми словами, а так же понятий, образованных от других понятий – в общем, всё как в тачке на прокачку. «Мужик, я слышал тебе нравится водить тачку? Я установил тачку в твою тачку, теперь ты можешь водить тачку в то время как ты водишь тачку».
Расскажу по порядку о процессе составления карты.
Сначала я выписываю ключевые слова – то, что можно взять непосредственно из технического задания. У меня они выделены овалами. Ключевых слов может быть два и более, в этот раз я выписал пять штук. Первое, что появляется на карте – это ключевые слова, от них пляшем. После того как определился с ключами, записываю все ассоциации с ключевыми словами, которые приходят на ум, располагаю их рядом с ключевым словом – родителем, соединяю стрелочками. Совершенно не нужно стараться придумать что-то оригинальное, наоборот, необходимо записывать самые очевидные ассоциации. Таким образом получаются ассоциации первого уровня. Когда они все исчерпаны, начинаю записывать понятия, связанные уже не с ключевыми словами, а с ассоциациями первого уровня, опять же не стараясь придумать что-то из ряда вон выходящее. Это будут ассоциации второго уровня, и так далее. Можно повторять пока хватит фантазии.
Кому-то может показаться, что карта ассоциаций – пустая трата времени, зачем выписывать на бумагу банальные ассоциации, которые и так крутятся в голове, проще попытаться сразу придумать что-то интересное. На самом деле все как раз наоборот. Часто, когда пытаешься сразу придумать оригинальную идею, ум буксует вокруг ключевых слов из ТЗ, и вырваться из круга очевидных ассоциаций бывает непросто. Мысль раз за разом проходит по одному и тому же пути, расходуя рабочее время.
Особенность карты ассоциаций заключается в том, что нетривиальную идею получаешь путем проделывания нескольких простых последовательных переходов, не требующих значительного умственного напряжения.
Например, мои ассоциации от ключевого слова «безопасность» довольно банальны. Замок, ключ, щит используются повсеместно. Если же попытаться выстроить цепочку из ассоциаций нескольких уровней, можно получить оригинальную идею : безопасность +информация = кодирование = код доступа = отпечаток пальца. Щёлк!
Иногда появляется интересная ассоциация, основанная на предыдущих уровнях, образованных от разных ключевых слов, на стыке понятий.
Основываясь на карте ассоциаций рисую первые наброски.
«Первые наброски»
Легко заметить, что все идеи для набросков берут начало в карте ассоциаций.
Бывает, что идея начинает преследовать. Ложишься с ней в постель, а с утра она встречает тебя своим несвежим дыханием. Рисуешь ее снова и снова, а потом замечаешь, что последние варианты такие же, как первые, в общем, ходишь по кругу. Тут опять может помочь карта, достаточно начать читать собранные ассоциации, чтобы сказать навязчивой поклоннице «давай, до свиданья».
В итоге отбираю три варианта и отрисовываю каждый пару раз до состояния стояния.
Первый эскиз. Изображение отпечатка пальца соединено с символом «коммерческой at» или, проще говоря, собакой. Собаку используют для отделения имени пользователя от доменного имени, например. Самый сок интернета.
«Первый вариант»
Второй вариант. В негативном пространстве буквы «e» помещен замок. Сам по себе замок является как раз ассоциацией первого уровня, от которых я стараюсь уйти, и для отделяемого знака не годится. Но как «встроенный» элемент логотипа – вполне.
«Второй вариант»
И третий вариант – полицейский значок с изображением глобуса как символа сети Интернет. Опять же, идея появилась благодаря карте ассоциаций по цепочке: безопасность = охрана = шеврон. В процессе эскизирования шеврон превратился в нагрудный значок.
«Третий вариант»
Заказчик останавливается на первом варианте. Дальше работаю с вектором.
«Обрисовка эскиза»
Знак по большому счету остается таким же как на эскизе, а логотип приходится поправить, букву «y» полностью изменить.
«Построение логотипа»
Нарисовались похожие участки в сочетаниях букв «sw»и «sy», делаю из них лигатуры. Вообще лигатуры – довольно тонкая вещь, как-нибудь расскажу о них подробнее.
Форма готова. Да, вертикальную композицию я решил поменять на более удачную горизонтальную.
«Общая форма»
Пришло время разобраться с цветовым решением. Делаю варианты.
«Цветовые решения логотипа»
Последний вариант – то, что доктор прописал. Градиент оживляет логотип, добавляет ассоциацию с динамическим процессом сканирования отпечатка пальца, добавляет «айтишности» ...и, наверно, силу земли.
Пробую разную жирность начертания логотипа.
«Варианты толщины штрихов в логотипе»
Соотношение толщин в логотипе и знаке должно быть сбалансировано, учитывая цветовую плотность элементов. Средний вариант оптимальный, можно показывать заказчику.
«Финальный шот»
Заказчик доволен, забираю деньги, отдаю исходники. Не забываю сделать все возможные упрощенные версии логотипа, сконвертировать исходники в необходимые форматы, написать краткое руководство по использованию логотипа.
На сегодня всё. Пользуйтесь картами ассоциаций, создавайте хорошие логотипы и до новых встреч!
Шрифтовое решение логотипа
Процесс создания логотипа для конкурса
Отличная работа! Хорошая статья, приятно было прочесть)