Блог о графическом дизайне: айдентика новых брендов, интересные редизайны, работы известных студий.

Тут же вы можете детально ознакомиться с процессом создания логотипов в Логологике.

Различия между дизайном и искусством

20 сентября 2012

Для темы статьи важно не столько описательное определение искомых понятий, которое можно прочитать на википедии, сколько определение, выведенное через их цели.

В идеальном случае можно сказать, что искусство это идейный протест, выраженный через протест творческий. Как правило, художник в своем творчестве старается выразить свой внутренний мир, используя определенный набор выразительных средств. Чем сложнее внутренний мир и сильнее стремление к самовыражению, тем радикальнее выбор выразительных средств. Это заключение прекрасно иллюстрируют направления художественного искусства 20 века, модернизм и постмодернизм. Примем самовыражение за основную цель искусства.

Теперь о дизайне. Каждому практику дизайна известны такие вещи как опрос потенциальных клиентов или потребителей, техническое задание, презентация дизайна фокус-группе. Все эти мероприятия направлены на максимальное повышение лояльности потребителя дизайна к самому дизайну. Дизайн, например логотип, должен положительно восприниматься, всеми клиентами или потребителями (или, как минимум, не вызывать отторжения). Имеет ли смысл протест в дизайне? Очевидно нет. Самовыражение личности в дизайне не только не нужно, но и вредно. Кому-то нравится мелкое, другому мягкое и объективно невозможно угодить обоим. Месседж в дизайне должен быть максимально понятным, не отягощенным лишними подробностями из жизни автора. Следовательно, цель дизайна– максимальный отказ от самовыражения, обезличивание конечного результата, посильное расширение лояльной аудитории.

Внеся ясность в определения и цели искусства и дизайна, (в идеальном случае, на практике оба смешиваются в разных пропорциях) имеем два противоположных понятия, находящихся на разных концах одной шкалы. Цель искусства в максимальном самовыражении автора, цель дизайна – максимальный отказ от самовыражения. Значит никак невозможно путать два противопоставленных понятия. Что же можно вывести из этого утверждения на практике? Приведу два примера.

Если говорить о процессе создания дизайна, в частности логотипа, можно привести в пример тренды. С ними можно познакомиться, например, на logolounge.com. На этом интернет-ресурсе ежегодно публикуются подборки наиболее широко распространенных трендов в дизайне логотипов. Такие подборки, безусловно, представляют определенный интерес, и многие начинающие (?) дизайнеры используют их как материал для своей работы, копируя наиболее удачные тренды ради самих трендов, чтобы придать своей работе видимую оригинальность. Некоторые даже выстраивают свой стиль вокруг определенного набора трендов. Это часто помогает продать дизайн, но проходит год и работа, использующая трендовое решение прошлого года становится вторичной.

Что же такое тренд? Не что иное, как выразительный прием, ставший популярным в определенный промежуток времени, благодаря нескольким удачным и получившим широкую известность работам. Далее этот прием начинает копироваться всеми, кому не лень и формирует тренд. Но выразительный прием – понятие, относящееся к области искусства, о нем я упоминал выше, попытка представить графическое изображение сквозь призму личности художника. Если мы установили различие между понятиями дизайна и искусства, то логично, что не стоит в дизайне пользоваться приемами, относящимися к искусству.

Хороший логотип не может основываться на тренде, а в идеальном случае не должен вообще использовать дополнительные выразительные приемы.

Помимо процесса создания логотипа, не менее важное значение имеет презентация результатов работы перед заказчиком. Уверен, многие из читателей-дизайнеров слышали такие реакции заказчика на предложенные вами варианты: «не то», «не цепляет», «моя жена сказала, что ей не нравится». Обычно в таком случае заказчик просит еще вариантов, и, как правило, они тоже его не устраивают. Почему так? Исходя, опять же, из различий между дизайном и искусством, можно заявить, что логотип вообще не должен нравиться каким бы то ни было женам или тёщам. Категории «нравится» и «не нравится» применимы, например, когда заказчик выбирает себе картину для интерьера, но не при создании и утверждении логотипа. На самом деле проблема заключается в том, что заказчик имеет какие-то соображения, которые он поленился, постеснялся или не смог сформулировать в техническом задании (а жене-то смог объяснить).

Значит, слыша от заказчика «не нравится» нужно понимать «не соответствует требованиям», и при дальнейшем обсуждении попытаться их установить и внести поправки и дополнения в техническое задание. Именно поэтому так важно иметь прямой контакт с заказчиком, или лицом, принимающим решение по дизайну.

Адекватная оценка ситуации, основанная на понимании различий между дизайном и искусством, значительно упрощает утверждение логотипа и общение с заказчиком.

Естественно, полезные практические следствия двумя примерами не ограничиваются, предоставлю вам разобраться с ними самим. Подытоживая статью, можно сказать, что понимание отношения между дизайном и искусством дает реальные инструменты для решения практических задач.

Следующая работа

Процесс создания логотипа: Beegoodi

Предыдущая работа

Шрифтовое решение логотипа

(4 комментария - Комментировать)
  • Анонимно  |  20.09.2012 | 19:50
    имхо, тренд из ер френд.
    • Анонимно  |  20.09.2012 | 20:38
      согласен, только на бирже
  • Анонимно  |  21.09.2012 | 10:35
    Больше дизайна, больше! Хотя тоже понравилось.
  • Анонимно  |  26.01.2014 | 21:57
    Было бы неплохо сделать ширину текстового блока уже для удобства чтения.
(4 комментария - Комментировать)